Магистерская работа     Библиотека     Автобиография     Ссылки     Результаты поиска

Индивидуальное задание

Увлекаюсь фотографией

Василенко Сергей Викторович

(все илюстрируемые фотографии были сделаны мной)

Рис. 1 - Схема камеры-обскуры (старинный рисунок).

НЕМНОГО ИСТОРИИ

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИЗОБРЕТЕНИЯ ФОТОГРАФИИ

    Фотография (фото - свет, графо - рисую, пишу - греч.) - рисование светом, светопись - была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдаленные времена.

КАМЕРА-ОБСКУРА

     С незапамятных времён, например, было замечено, что луч солнца, проникая сквозь небольшое отверстие в тёмное помещение, оставляет на плоскости световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах и в перевёрнутом виде (рис. 1). Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных зрительных труб и оптических приборов. Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира (рис. 2.). Рис. 2 - Камера-обскура для механической зарисовки предметов внешнего мира.

    Перевернутое изображение достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом на листе бумаги. В середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив», сделанная в виде походной палатки. С её помощью были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта и других русских городов. Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен. Но люди думали над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования, научится не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но и надежно закреплять его на плоскости химическим путем. Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в XVIII веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.

ОСНОВНОЙ ЗАКОН ФОТОХИМИИ

    Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для изобретения способа превращения оптического изображения в химический процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693-1744) и немецкого анатома И. Г. Шульце (1687-1744). Занимаясь в 1725 г. составлением жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей брома. На несомненную связь фотохимического превращения и веществах с поглощением света впервые указал в 1818 г. русский ученый X. И. Гротгус (1785-1822). Он установил влияние температуры на поглощение и излучение света, причем доказал, что понижение температуры увеличивает поглощение, а повышение температуры увеличивает излучение света.

Снимок ночного Санкт-Питербурга

    Фотография В своих сообщениях Гротгус четко сформулировал мысль о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются. Это положение со временем, уже после открытия фотографии, стало первым, основным законом фотохимии.

СОВЕРШЕНСТВОВАННЕ И РАЗВИТИЕ ФОТОГРАФИИ

     Значительный вклад в достижение фототехники внесли такие ученые, как французы Ф. Физо, А. Клоде, Й. Петцваль, русский А. Греков, американец С. Морзе и многие, многие другие. Период дагеротипии просуществовал недолго. Изображение на серебряной пластинке стоило дорого, было зеркально обращенным, изготовлялось в одном экземпляре, рассматривать его из-за блеска было крайне затруднительно. Калотипный способ обладал большими достоинствами, поэтому он и получил дальнейшее развитие. Уже в конце 40-х годов прошлого века изобретатель из семьи Ньепсов - Ньепс де Сен-Виктор - заменил в этом способе негативную подложку из бумаги стеклом, покрытым слоем крахмального клейстера или яичного белка. Слой очувствили к свету солями серебра. В 1851 г. англичанин С. Арчер покрыл стекло коллодионом. Позитивы стали печатать на альбуминной бумаге. Фотографии можно было размножать. Еще через два с небольшим десятилетия Ричард Меддокс предложил съемку на сухих броможелатиновых пластинках. Такое усовершенствование сделало фотографию родственной современной. В 1873 г. Г. Фогель изготовил ортохроматические пластинки. Позднее были сконструированы объективы-анастигматы. В 1889 г. Д. Истмен наладил производство целлулоидных пленок. В 1904 г. появились первые пластинки для цветной фотографии, выпущенные фирмой «Люмьер». Снимок голубого озера (Славяногорск)

    Фотография наших дней - это и область науки о ней самой и область техники, это методы исследования и документации, «зеркало памяти» народов, это художественное призвание людей, это и различные виды прикладной деятельности. Из всего многообразия применения фотографии следует в первую очередь выделить три - самые главные.

1. ФОТОГРАФИЯ В НАУКЕ И ТЕХНИКЕ

    Фотография сразу же стала незаменимой в этнографии, географии, в археологии, астрономии, в физике, металлографии, биологии, микробиологии и в других науках. Она стала самостоятельным методом исследования, проникая не только в мир видимый, но и в глубины макро- и микрокосма. В соединении с техникой телевидения космическая фотография - поистине всемогущее средство познания. В течение пяти минут с помощью многозональной камеры из космоса получают такое количество фотоинформации, для которой при аэрофотосъемках потребовалось бы два года, а при съемках в геологических экспедициях - восемьдесят лет. С помощью фотографии мы смогли взглянуть на Землю с космических высот, увидеть лунный пейзаж и обратную сторону Луны. Первые фототелеснимки были выполнены советскими космическими аппаратами. Американские астронавты фотографировали на самой Луне и с Луны. Удалось также получить снимки и нескольких планет солнечной системы. Невероятно большое количество съемок земной поверхности осуществили экипажи космической станции «Салют» во время многомесячных полетов, чем невиданно обогатили многие науки и отрасли народного хозяйства Советского Союза и других социалистических стран.

Снимок моей кошки (Правда интересный?)
2. ФОТОГРАФИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

    С изобретением светописи необычайно расширились возможности зрительного восприятия. За последние полтора столетия создан, по существу, новый язык визуальной информации. Он надёжно служит теперь человечеству. Фотохимия заняла прочное место на страницах газет и журналов, в книгах, на стендах выставочных залов и музеев. Светопись сделалась не только документатором, но и комментатором событий. Советские фотожурналисты самоотверженно вели документальную летопись героической борьбы советского народа в годы Великой Отечественной войны с немецко-фашистскими захватчиками. Новый подъем фотографии как вида журналистики и документального искусства характерен для послевоенных десятилетий. Фотоснимки на страницах газет и журналов каждый день входят зрительными вестниками в наш дом. Они занимают видное место в системе средств массовой информации. Ныне их значение уже сопоставимо со значением текстовой информации.

3. ФОТОГРАФИЯ КАК ИСКУССТВО

     Изобретение фотографии не просто создало новую изобразительную технику рядом с прежними. Оно создало новый вид изобразительного искусства. Несмотря на непродолжительную по сравнению с традиционными искусствами историю, фотоискусство прошло сложный путь развития. На этом пути светопись сначала искала признания проторенной дорогой подражательности. Она стремилась быть похожей на живопись и графику. Эстетические критерии заимствовались ею из опыта признанных пластических искусств. Кошка и собака все таки могут подружится, если конечно им помочь в этом

    Однако постепенно усиливались искания собственных выразительных средств, заложенных в самой природе фотоизображения. Фотографическая природа изображения со временем изменила сам характер зрительного восприятия. Она сказалась на способах ориентации в пространстве. Выяснилось - у оптического изображения несколько иная пространственная структура, чем у привычного рисованного. Фотоизображение иначе «толкует» время, чем живопись и графика. Итак, наступил момент, когда уже светопись стала оказывать влияние на стилистику и приемы традиционных искусств. Фотография увеличила возможности человеческого зрения, сделала видимым то, что нельзя было увидеть, выявила то, что ускользало от нашего глаза. Еще в прошлом веке некоторые фотографы стали выполнять снимки, которые противоречили исконно сложившимся зрительным представлениям. Например, быстро двигавшиеся объекты, жесты, выражения человеческих лиц застигались в такие непривычные моменты, что поначалу воспринимались как курьезы. За это фотографию подвергали издевкам и насмешкам. Однако постепенно люди стали привыкать к специфике фотоязыка, а уже в нашем веке по достоинству оценили новое видение. Это, естественно, привело к расширению и углублению восприятия мира, к расширению и углублению эстетических критериев вообще. Одно за другим появились взаимосвязанные искусства, опиравшиеся в своем развитии на достижения новой изобразительной техники. Пророческими оказались слова французского художника Поля Делароша, сказанные им в год изобретения светописи: «Она окажет великие услуги искусствам...». Живописцы, скульпторы, графики, кинематографисты разных школ и направлений пользовались, пользуются и еще будут пользоваться выразительными средствами фотоязыка. Возникла расширенная интеграция искусств – традиционных и новых. В диалектическом их взаимодействии, взаимопроникновении творческая фотография нашла своё полноправное, достойное место.

Снимок выброса донецкого химзавода (завод пускает кольца)

    Вот лишь некоторые имена мастеров разных стран и времен, которые с блеском украшают историю мировой светописи: англичане Д. Хилл, Джулия Кэмерон, первые фотографы - режиссеры датчанин О. Рейландер и англичанин Г. Робинсон, русские С. Левицкий, А. Деньер, А. Карелин, М. Дмитриев, С. Лобовиков, Н. Петров, А. Родченко, французы Надар, Э. Каржа, Демаши, К. Пюйо, плеяда американских мастеров - А. Стиглиц, Гертруда Кэзибир, Э. Уэстон, Дороти Ланге, Э. Стейхен - составитель первой в истории эпической фотовыставки «Род человеческий». Список можно продолжить. Сюда войдут представители более молодых поколений, наши современники, сторонники традиционной школы и смелые искатели-новаторы. Все они несут людям радость общения с миром, истинное наслаждение от встречи с прекрасным.





Другие сайты, посвящённые данной тематике

Фото сайт

Художественное фото Приморья Антона (Биолога)


Вверх документа

Другие фото: 1 (Ласточкино гнездо), 2 (Лебединое озеро), 3 (Побережье Судака), 4 (Фото кошки), 5 (Вид с храма Зевсу), 6 (Пёсик), 7 (Азовское море).


Магистерская работа     Библиотека     Автобиография     Ссылки     Результаты поиска